Чартерные рейсы

Чартерные рейсы

Слово «чартер» на слуху у российских туристов уже давно. Времена абсолютной монополии регулярных рейсов канули в лету, а у путешественника появилась возможность выбора типа перелета. Если с регулярными рейсами всё более или менее понятно, то на чартерах остановимся чуть подробнее: понимание разницы облегчит выбор. Так что же это такое - «чартерные рейсы»?

Чартерными называют дополнительные рейсы, которых нет в регулярном расписании. Они выполняются по заказу, причем заказчиком может выступать кто угодно, будь то частник или фирма.

Чартер (англ. Charter) — в международном торговом мореплавании и воздушном сообщении - разновидность договора перевозки груза, пассажиров и багажа, синоним договора фрахтования. По договору Чартера одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Нормы о Чартере содержатся в ГК РФ (см. Договор аренды транспортного средства с экипажем) и Воздушном кодексе РФ. Утверждает же чартерные рейсы ГСГА (Государственная Служба Гражданской Авиации).

Чаще всего дополнительные рейсы берутся на сезон (например, на лето в Турцию, Египет и т.д.). Заказчик или организатор чартерного рейса (консолидатор) - это туркомпания, которая договорилась с авиакомпанией, забронировала целиком самолет и отправила его в нужном направлении. При этом часто турфирма не в состоянии «поднять чартер» сама, она делает это вместе с несколькими компаниями.

Под чартерные рейсы чаще всего берутся самолеты Ил-86, Ту-154 М, Боинг – 767-300 с салоном одного класса. Тип самолета может определяться буквально за 1-2 дня до вылета - это зависит от количества пассажиров: если билетов продано много - полетит Ил-86, если пассажиров оказалось мало - то Ту-154.

К слову, большая часть чартерных рейсов выполняется «регулярными авиакомпаниями» на своих обычных машинах.

Существует несколько разновидностей чартерных рейсов.

Шаттл-чартеры рассчитаны на периодичные полеты по одному направлению в течение туристического сезона. Они выполняются в виде цепочки «туда и сразу обратно» (то есть самолет привозит новых туристов и тут же увозит предыдущих. Здесь есть свой минус: заказчику приходится оплачивать два холостых полета. Первый - в начале сезона, когда самолет вынужден возвращаться пустым, отвезя на курорт первую в году группу отдыхающих, второй, соответственно, в конце сезона, когда пустой борт летит за последней группой клиентов. Несмотря на этот минус, такой вид чартерных программ наиболее популярен среди российских туроператоров. А для того, чтобы избежать убытков из-за двух холостых полетов, заказчик поднимает цены на пиковые даты, доводя их до максимума.

Чартер с отстоем («отстойник») - это такой перелет, который рассчитан на разовый вывоз группы туристов на определенный курорт и возврат этой же группы назад. Говоря простыми словами, самолет привозит туристов на курорт и ждет в аэропорту прилета, пока не закончится срок поездки. Конечно, такая стоянка стоит денег, но за аренду места на аэродроме обычно приходится платить меньшую сумму, чем за два «холостых» полета пустого борта. Отстойные чартеры - не слишком выгодное мероприятие. Обычно к ним прибегают в пиковые даты (например, на Новый год), когда общее существенное повышение цен на турпутевки позволяет безболезненно оплатить аэропорту отстой самолета.

Сплит-чартеры - это своего рода совмещенный рейс, когда на одном участке пути пассажир летит регулярным рейсом, а на другом - на чартере. Иногда этот вид перевозки диктуется экономическими соображениями, а в некоторых случаях объясняется отсутствием в каком-либо из пунктов назначения возможности принять регулярный рейс. Например, на экзотические острова Индийского океана многие туроператоры отправляют своих туристов через Дубаи. В Дубаи пассажиры прибывают регулярными рейсами европейских авиакомпаний, а оттуда летят на Мальдивы и Сейшелы чартерами местных авиалиний.

Поличартерная перевозка - это тоже совмещенный рейс, но состоит он из двух или более чартеров.

Рассмотрим теперь плюсы и минусы чартерных рейсов.

Между регулярными и чартерными рейсами существует довольно большая разница.

  • Во-первых, регулярные рейсы, как правило, выполняются крупными авиакомпаниями и отправка самолётов осуществляется строго по расписанию. Тогда как чартерные рейсы вынуждены ловить “окна” между регулярными рейсами, и поэтому пассажирам «грозит» неудобное время вылета и задержки рейсов.
  • Во-вторых, наполняемость самолета при регулярном рейсе не сыграет практически никакой роли - т.е. в салоне может лететь всего 1-2 пассажира – а рейс всё равно состоится (просто в цену билета уже заранее заложены все возможные риски!)
  • В-третьих, регулярные рейсы имеют привилегию первоочерёдности перед чартерными рейсами. То есть, если произошла перегрузка взлётного поля, то первыми отправят регулярные рейсы.
  • В-четвёртых, обслуживание на регулярных рейсах включает в себя и обед, и спиртные напитки, и прессу, и ... возможность получить скидки. Но лишь на немногих чартерных рейсах вам предложат напитки и еду. Это следует учитывать, отправляясь, к примеру, на отдых с детьми.
  • Ну и поскольку многие чартеры летают “челночным” способом, т.е. привозят одних туристов и сразу забирают других, то чаще всего обратно вы сможете улететь ровно через 7, 10 или 14 дней (в зависимости от продолжительности вашего тура).

Короче говоря, преимущества регулярных рейсов перед чартерными видны невооружённым глазом.

Но есть то, что делает чартерные рейсы очень привлекательными. И это - стоимость билета. А она на чартерный рейс зачастую в 2-3 раза дешевле, чем на регулярный. Именно из-за этого огромного преимущества туристы готовы терпеть возможные неудобства, связанные с чартером.

И напоследок о популярных мифах, связанных с чартерными рейсами. На сегодня разговоры о том, что чартеры осуществляются на “разваливающихся” самолетах, мягко говоря, не соответствуют действительности. Для чартерных рейсов используются самолеты и крупных авиакомпаний, – таких, как “Аэрофлот”. Да и частные регулярные и чартерные компании стремятся к завоеванию хорошей репутации, расширяя свой парк самолетов и заключая с туристическими фирмами договора о сотрудничестве.

Ошибочно считать, что чартеры существуют лишь для того, чтобы составить альтернативу более дорогим, с точки зрения пассажира, регулярным рейсам. На самом деле туроператор запускает подобные программы, как правило, в двух случаях: когда спрос на направление значительно превышает возможности регулярной перевозки и когда прямые регулярные рейсы до пункта назначения просто отсутствуют, а число желающих туда попасть достаточно велико. Последнее обстоятельство особенно играет на руку туристам: им не приходится совершать пересадку в транзитном аэропорту, а время и цена перелета сокращаются порой в два-три раза.

Эксплуатируя свой воздушный парк, любая авиакомпания ориентируется в первую очередь на сочетание маршрутов. Поэтому с точки зрения безопасности самолеты, выполняющие чартерные перевозки, ничем не отличаются от лайнеров на регулярных рейсах – просто потому, что одна и та же машина может сегодня совершить регулярный полет, а по возвращении из него отправится в чартер. Более того, в последнее время наш турист научился неплохо ориентироваться в воздушных судах, и туроператоры, формируя свои программы, вынуждены это учитывать.

Если в случае задержки рейса пассажир чартера находится в менее выгодных условиях, чем его «собрат» с регулярного маршрута, то во всем остальном их права равны. Когда срок ожидания вылета превышает 6 часов, авиакомпания, выполняющая чартерный рейс, точно так же обязана предоставить своим пассажирам гостиницу на весь период ожидания и горячее питание. Подчеркнем: именно перевозчик, а вовсе не турфирма – организатор рейса, к которой, как правило, и адресуют свои претензии раздраженные туристы. Если же авиакомпания не выполнила данных обязательств, человек вправе обратиться за компенсацией в суд.

Принято считать, что билеты на чартерный рейс можно приобрести только в составе турпакета. Поскольку заказчик данной перевозки оплачивает ее полностью, авиакомпания не имеет права продавать билеты на чартерные маршруты – в обычных авиакассах их и правда не найдешь. Однако при желании купить билет на чартер все же можно. Подобную услугу, например, предлагают некоторые брокерские системы в Интернете. Проще же всего обратиться непосредственно к туроператору или в агентство, с которым тот сотрудничает. Информацию о чартерах и предложения о продаже билетов можно найти на профессиональных туристических порталах.

Билет на чартер отдельно от турпакета, разумеется, будет стоить дороже, чем вкупе с ним. Но такая покупка все равно выгоднее, чем приобретение билета на регулярный рейс. Соотношение цен зависит от направления. Чартерные тарифы в европейские страны, по словам некоторых экспертов, могут быть на 300% ниже регулярных, если же говорить о дальних направлениях – здесь разница не так существенна: от 50 до 100%.

Конечно, ощутимый минус чартерных билетов заключается в том, что выписываются они, как правило, в последний момент – за день-два до вылета, а то и вовсе привозятся сотрудником турфирмы непосредственно в аэропорт. Это заставляет порой волноваться. К тому же чартерный билет нельзя обменять или сдать. Впрочем, как уверяют представители туристического рынка, это правило относится и к билетам на регулярные рейсы, продаваемые по самым низким тарифам. При этом стоят такие билеты все равно раза в полтора выше, чем чартерные. Зато чартерный билет, в отличие от регулярного, можно без проблем передать другому лицу.

И, наконец, для любого уважающего себя туроператора выбор авиаперевозчика – серьезнейший момент деятельности, влияющий на деловую репутацию и прибыль. Поэтому, покупая тур, старайтесь ориентироваться только на надежные компании – как туроператорские, так и авиационные. Тогда и чартерный рейс вас не разочарует.


Другие статьи по теме: