Як-40

Як-40

Як-40 – ближнемагистральный реактивный самолет, использующийся на внутрирегиональных линиях. Два самолета Як-40 авиакомпании "ЮТэйр" имеют VIP-компоновку. Одним из преимуществ данного типа воздушного судна является его высокая энерговооруженность и, как следствие, возможность выполнения полетов с взлетно-посадочных полос ограниченной длины.

Самолет Як-40 оснащен тремя турбореактивными двигателями АИ-25 Государственного предприятия Запорожского машиностроительного конструкторского бюро им. Академика А. Г. Ивченко: два двигателя установлены на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, третий внутри хвостовой части фюзеляжа.

Высокая энерговооруженность ЯК-40 в сочетании с малой удельной нагрузкой на крыло определяют отличные взлетно-посадочные качества самолета: разбег при полной загрузке — от 500 до 800 м, пробег после посадки — от 500 до 600 м. Благодаря этому ЯК-40 можно использовать на сравнительно небольших грунтовых аэродромах.

Эти самолеты конструктивно также отличались между собой. В зависимости от компоновки салона машины всех трех серий имели или 8, или 9 иллюминаторов в пассажирском салоне. У машин 1 и 2 серии характерный обтекатель антенны вертикального оперения. С первой серии и на последующих воздухозаборник среднего двигателя со скосом и опирается на небольшой гребень. Со второй серии Як-40 имеют реверсивно-тормозное устройство среднего двигателя. С третьей - на самолете устанавливаются боковые двигатели АИ-25 с укороченными мотогондолами. Образователь антенны вертикального оперения снят, появились изменения в расшивке хвостового оперения - добавлены лючки для осмотра силовой конструкции киля и стабилизатора. Во всех трех сериях различна компоновка пассажирского салона. Базовая модель - 24 пассажирских кресла. Затем путем уменьшения размеров багажного отделения и шага кресел, число пассажирских мест было доведено соответственно до 27 и 32.

Самолет отличается высокой надежностью и безопасностью в эксплуатации. Он может взлететь при отказе любого из трех двигателей, совершать горизонтальный полет даже на одном двигателе. На неподготовленных аэродромах работу экипажа облегчают откидной трап для пассажиров, автономное пусковое устройство, хорошая управляемость на рулежке.