Бюджетные авиакомпании - какова их стратегия?

Стратегия «low cost» авиакомпаний

Лучший трюк Дьявола заключается в том, что он убедил мир, будто его не существует

С развитием интернета на рынке авиаперевозок для авиакомпаний сложилась очень сложная ситуация. Раньше клиент приходил в авиакассу и покупал билет на рейс конкретной авиакомпании. Выбор был, собственно, не велик. Клиенту не слишком удобно было обходить несколько авиакасс, поэтому авиакомпаниям очень легко было выставлять любую цену за авиабилет. В то время они зарабатывали, так скажем, совсем не плохо.

Потом в домах у людей появился интернет в авиакассу ходить стало не нужно – любой может зайти на сайт и лёгким движением пальцев найти кучу предложений разных авиакомпаний, отсортированных в порядке возрастания цены. Эконом класс во всех самолётах, в принципе, почти одинаков, поэтому конечная цена на авиабилет во многих случаях стала играла решающее значение.

И тут, к примеру, жители Германии с удивлением обнаружили, что летать в Россию намного дешевле компанией Аэрофлот, которую они до этого даже не знали, чем всем им известной Lufthansa. Очевидно, Lufthansa была не в восторге, что её клиенты начинают летать другой авиакомпанией, но делать нечего, пришлось опускать цены. Опустили даже ниже, чем у Аэрофлота. Но в России интернет тоже не стоит на месте и тут жители России обнаружили, что летать в Европу можно не только на Аэрофлоте...

Шаг за шагом компании начали конкурировать по цене и опускать цены до минимально допустимых, начали делиться рынками, снимать одни полёты и вводить другие и так далее. Там ещё немалую роль в установке тарифов играет IATA (международная организация авиаперевозок), которая пытается регламентировать правила тарификации и не давать авиакомпаниям слишком сильно занижать цены, чтобы не «убить» вообще весь рынок, но как факт давление на авиакомпании со стороны конкурентов значительно усилилось. Авиакомпании могут выживать только за счёт отлаженной логистики, эффективной загрузки самолётов, снятия невыгодных рейсов и так далее.

В условиях сильной конкуренции новой авиакомпании выйти на рынок стало очень сложно. Естественно, появились авиакомпании, которые «пошли другим путём». Чтобы снова неплохо зарабатывать на авиабилетах, стало необходимо вернуть «авиакассы», но теперь эти авиакассы нужно было сделать в интернете, донести до людей, что есть такая новая компания, приучить их покупать билеты там, развиться за счёт этого и потом уже можно становиться «нормальной авиакомпанией».

Чтобы приучить людей пользоваться новой авиакомпанией нужно было найти себе незанятый сегмент рынка – получился «low cost» сегмент. Урезали норму провоза багажа, использовали удалённые дешёвые аэропорты, предоставляли минимум сервиса на борту и фактически за минимальную цену доставляли клиента из одной точки в другую. Политически позиционировали себя отдельно от всех остальных – «мы другие, у нас самые дешёвые полёты, купить нас в системах бронирования нельзя – только у нас на сайте».

Постепенно приучили людей, выросли и стали нормальными авиакомпаниями. От политики основного объёма продаж на своём сайте пока не отошли – зачем это делать, если люди привыкли покупать авиабилеты у них на сайте и даже уже не будут идти в другие системы бронирования, если думают, что это самая дешёвая авиакомпания? И чем дольше этот имидж продержится, тем для них лучше.

За счёт внутренних перевозок по такие авиакомпании держут имидж бюджетных авиалиний «low cost». К примеру, у AirBerlin – перелёт из Берлина в Мюнхен стоит 150 евро со всеми ограничениями - невозвратный билет, ограничение по багажу и т.д., а такой же обычный перелёт с Lufthansa стоит около 180 евро. Не сильно намного, но дешевле. На интернациональных перевозках, «low cost»-ы уже давно не бюджетные -к примеру, из Берлина в Москву билет на Аэрофлоте может быть на 30% дешевле.

Цены поднялись, а название «low cost» осталось. Вроде уже и неправда, но пока до сих пор удобно.


Другие статьи по теме: