электронные устройства

Электронные устройства

Современный человек не представляет свою жизнь без мобильного телефона и Интернета. Можно ли пользоваться электронными приборами на борту самолёта, спросите Вы?

Впервые выключать мобильные телефоны в самолетах начали в 1991 году в США. На тот момент не было никаких фактов, указывающих на влияние мобильной связи на аппаратуру самолетов, но за период с марта 1996 года по декабрь 2002 было зарегистрировано 35 инцидентов, связанных с влиянием сотовых телефонов на безопасность полета.

Каждый современный самолёт имеет на своём борту около пятнадцати высокочувствительных радиоприемников навигации и связи со специальными антеннами, десятки электронных вычислительных блоков и более пятидесяти километров электропроводки.

Включенный мобильник постоянно увеличивает излучаемую мощность, отдаляясь от базовой станции во время взлёта и набора высоты. Помехи возникают, когда телефон регистрируется с базовой станцией после включения или при перемещении, а также при отправке-получении смс сообщений.

Единственный случай авиакатастрофы, которая хоть как-то могла быть связана с использованием мобильных телефонов, – это крушение 10 января 2000 года самолета Saab-340B швейцарской компании Crossair, следовавшего рейсом LX498 по маршруту Цюрих – Мюнхен. Через минуту после взлета самолет отклонился от курса, а через две и вовсе пропал с экранов авиадиспетчеров.

Официально причиной крушения назвали ошибку экипажа (тем более что у главного пилота, молдаванина, обнаружили в мышечной ткани транквилизатор феназепам). Между тем независимое расследование установило, что система автопилота отказала как раз в тот момент, когда одному из пассажиров позвонили, а на мобильник другого поступило SMS.

Ученые установили, что на каждом рейсе, несмотря на запрет, из салона самолета делается от одного до четырех телефонных звонков. При этом связь устанавливается в основном в критически опасном районе снижения – там, где антенны сотовой связи могут принять сигнал портативного телефона (на эшелоне в 10–12 км это невозможно из-за высокой скорости самолета и ориентировки антенн ближе к земле).

В 2007 году компания Airbus получила одобрение EASA на установку в своих лайнерах подобной системы OnAir, этому решению предшествовало двухлетнее исследование, проведенное на новом аэробусе A-320. Никаких помех в работе бортовых систем ни во время разговоров, ни при отправке SMS замечено не было. Создатели OnAir ожидают, что расценки на мобильную связь на борту самолета будут на уровне тарифов международного роуминга.

Но всё же пассажиры однозначно поддерживают запрет на использование телефонов в полете. Согласно исследованиям российского сотового оператора «Вымпелком» не менее 25% российских авиапассажиров, увидев, что какой-то пассажир не выключил свой мобильный телефон, сделают ему замечание.

А согласно опросу пассажиров Lufthansa 90% из них высказались за то, чтобы самолеты были оборудованы специальными «глушилками» для сотовых телефонов, позволяющими прервать все разговоры в целях безопасности, если запрет на использование телефонов будет все-таки снят. Но так как «глушилки» излучают сильный сигнал на той же частоте, что и мобильные телефоны, этим проблему не решить.

Таким образом, ни одного однозначного и безупречного исследования, подтверждающего либо опровергающего опасность телефонов и гаджетов в полете, нет. Существующий запрет в основном исходит из презумпции опасности – пока производители устройств не предоставят авиакомпаниям и регулирующим органам достоверных исследований о безопасности своих устройств для полетов, их работа не будет разрешена на борту авиалайнеров.


Другие статьи по теме: